Применение защитных цепей для спецтехники

В процессе работы на крепких горных породах шины карьерных и шахтных машин практически не выхаживают свой ресурс из-за частых порезов боковин и протектора острыми кусками отбитой породы. Применение защитных цепей в данной ситуации становится необходимым условием продуктивной работы колесной техники
Защитные цепи
            для спецтехники

В настоящее время и на открытых, и на подземных горных работах все большее применение находит техника на пневмоколесном ходу - самосвалы, различные колесные погрузчики и бульдозеры, подземные буровые установки. У машин на пневмоколесном ходу есть важное преимущество перед гусеничной техникой - более высокая маневренность и мобильность, однако слабая защищенность шин от повреждений кусками породы, более низкий коэффициент сцепления сдерживают применение пневмоколесного хода.

Колесная техника, занятая на разработке крепких горных пород, испытывает особые трудности. Если самосвалы ходят по более-менее подготовленным трассам, то погрузчики часто работают в забое. Например, погрузочно-доставочные машины работают непосредственно в забое на взорванной скальной массе, состоящей из кусков породы разного размера с острыми гранями. Иногда куски скальной породы буквально вспарывают незащищенную поверхность шин. В таких условиях даже новые шины часто выходят из строя из-за глубоких разрывов и порезов, а потому без специальных мер для защиты дорогостоящих шин значительно возрастают эксплуатационные расходы и увеличивается суммарное время простоев высокопроизводительной техники.

Эффективно решить вопрос повышения ресурса шин помогает применение специальных защитных цепей. Сегодня на рынке предлагаются цепи для различных условий. Шинозащитные цепи можно разделить на три основные группы по назначению:

  • цепи специальные защитные, которые защищают от повреждения шин кусками породы, острыми фрагментами строительного мусора и т. п., в том числе цепи защитные жаростойкие - их применяют при работе на горячих шлаках;
  • цепи защитные с повышенным сцеплением, применяются в рудниках на технологическом погрузочном и транспортном оборудовании;
  • цепи для повышения сцепления, применяются на транспорте при работе в сложных дорожных условиях для повышения проходимости, на лесозаготовительной технике и т. д.

Основное различие в конструкции цепей заключается в размере ячейки. Защитные цепи изготавливают с малыми размерами ячейки, они покрывают колесо наподобие кольчуги. Для лучшего сцепления цепь изготавливается с ячейкой большего размера.

Кроме размера ячеек цепи различаются формой и числом пластин и колец в звене. Форма и размеры пластин и колец цепей подобраны так, чтобы наиболее эффективно работала система колесо-цепь применительно к конкретным условиям.

Классическая цепь, набранная из колец, представляет собой бюджетный вариант. Кольца хорошо защищают корд. В процессе работы кольца поворачиваются, этим достигается равномерный износ самих колец, и в результате увеличивается срок службы цепей. Недостаток чисто кольцевой системы - заметное увеличение радиуса колеса, так как часть колец расположена перпендикулярно поверхности колеса (диаметр колец составляет 55...80 мм). С учетом этого кольцевые цепи надо устанавливать на все ведущие мосты машины, если отсутствует межосевой дифференциал, иначе редукторы будут работать с повышенной нагрузкой.

Ячейки защитной цепи Durox14 ( компания Erlau)

Поскольку на передний мост погрузчика приходится большая нагрузка, уменьшающая динамический радиус передних колес, возможен вариант установки цепей только на передние колеса, что и практикуется на предприятиях. Однако эта нагрузка действует на передний мост лишь в случае, когда ковш заполнен, а с пустым ковшом нагрузка на оба моста становится примерно одинаковой, выравниваются и радиусы колес, т. е. цепи могут задевать за оперение передних колес. А поскольку рабочая площадка обычно усеяна обломками породы, самым целесообразным будет устанавливать цепи на все колеса машины.

Цепь, ячейки которой состоят из четырех пластин и четырех колец, представляет собой самую плотную структуру и обеспечивает наиболее надежную защиту шины. Непосредственным защитным элементом являются пластины, а кольца (или кольцевые замки) служат в качестве скрепляющих деталей. Исполнение пластин может быть разным. Для лучшего перекрытия поверхности пластины, контактирующие с грунтом, могут иметь форму лепестков с зубцами или прорезями. Выступы повышают сцепление с почвой, широкий лепесток максимально перекрывает абразивным частицам доступ к поверхности шины.

Все элементы цепи изготавливают методом ковки с последующей закалкой. Структура мартенсита, получаемая в процессе закалки рабочей поверхности, обеспечивает твердость и хорошую износостойкость пластин, колец и замков. Дополнительное легирование стали позволяет получать жаростойкие цепи, используемые при работе на горячих шлаках.

От того, насколько правильно выбран тип цепей, зависит эффективность их применения, в том числе эксплуатационные расходы.

ВИДЫ ЗАЩИТНЫХ ЦЕПЕЙ

 Износостойкая защитная цепь с мелкими ячейками для применения на больших погрузчиках, работающих на самых тяжелых типах каменистых грунтов, на горячих шлаках  Защитная цепь, применяемая на несвязных грунтах. Имеет плотную и мощную сетку с вертикальным кольцом, медленно вращающимся во время работы и подвергающимся круговому износу.
   Износостойкая защитная цепь с мелкими ячейками. Специальный профиль рабочих звеньев обеспечивает повышение тяговых усилий, увеличение износостойкости цепи.    Легкие защитные цепи для шин, применяемых на небольших погрузчиках, самосвалах и т.п.
   Модель для погрузчиков, самосвалов и т.п., используемых на тяжелых известняковых породах или шлаках, для шин небольших размеров на гранитных породах.    Защита+сцепление - защитная тяговая цепь, применяемая на погрузчиках средней грузоподъемности и самосвалах, работающих на мягких каменистых грунтах, на лесозаготовках, на льду и снегу.

 

Замковое крепление цепи
            R69 Spezial

Масса цепей для повышения сцепления значительно меньше, чем защитных, они дешевле и обычно изготавливаются с ячейкой шестигранной формы. Применение таких цепей позволяет сократить расход топлива, так как повышается сцепление и колеса меньше пробуксовывают. Цепи этого типа продуктивно используются на всевозможном транспорте, на лесозаготовительной технике. Они обеспечивают некоторую защиту протектора, в том числе от преждевременного истирания.

Тяжелые защитные цепи оправдывают себя в сложных условиях работы - на крепких породах, строительном мусоре, при погрузке металлолома. Современные шины служат достаточно долго на мягких грунтах и грунтах средней крепости, состоящих из мелких фракций. Так, на известняках шина способна выходить 2500…3500 машино-ч, а защищенная цепью - до 10 000 машино-ч. Ресурс цепей на крепких породах с содержанием кварца находится в пределах 2500...8000 машино-ч, а ресурс шин вообще трудно определить, т.к. серьезное повреждение шина может получить уже в первые часы работы.

Таким образом, экономия на лицо - ведь шина погрузчика с ковшом вместимостью 4...5 м3 в среднем стоит до 3000 евро, шинозащитная цепь - 4500...5500 евро в зависимости от исполнения.

 Породы Цепи Ресурс, маш-ч
 Мягкие и средней крепости  Цепи, повышающие сцепление  15000...22000
 Крепкие горные породы, известняк  Легкие защитные цепи  8000...15000
 Крепкие скальные породы с содержанием кварца  Тяжелые защитные цепи  2500...8000

Опыт показывает, однако, что при использовании тяжелых защитных цепей (0,7...0,9 т) расход топлива повышается, поскольку маховой момент колес ощутимо увеличивается. Это особенно за­метно при работе погрузчиков, которые постоянно передвигаются в режиме разгон-торможение исследования данного вопроса, проводимые различными коллективами специалистов, показали, что рост расхода топлива на погрузочно-доставочных машинах при использовании защитных цепей составляет 5... 10%.

Применение цепей, как доказывает практика, повышает ресурс шин в среднем в три раза. Экономия по затратам вследствие этого значительно больше дополнительных расходов, связанных с приобретением самих цепей и с перерасходом топлива. Сегодня применительно к условиям ведения горных работ целесообразно оборудовать колесную технику системой шина-цепь, в которой и шины, и цепи должны быть изготовлены с учетом постоянной совместной работы, соответствовать друг другу по размерам.

Журнал "Основные средства" №10/2007
"Броня крепка и шины наши быстры",
автор статьи В. Перелыгин

Подписаться на дайджест новостей рынка спецтехники

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

ТОП-5 самых дорогих карьерных экскаваторов по версии МАКСИ Экскаватор Ру
ТОП-5 самых дорогих карьерных экскаваторов по версии МАКСИ Экскаватор Ру МАКСИ Экскаватор Ру предлагает ТОП-5 самой дорогой горнодобывающей техники в 2014 году. Рейтинг составлен на основе данных Торговой системы спецтехники
Белорусский производитель готовится к выпуску сверхтяжелого фронтального погрузчика
Белорусский производитель готовится к выпуску сверхтяжелого фронтального погрузчика Производитель тяжелой спецтехники БЕЛАЗ в скором времени обещает удивить выпуском нового фронтального погрузчика
4 сценария развития машиностроительной отрасли в России. Мнения участников рынка
4 сценария развития машиностроительной отрасли в России. Мнения участников рынка В последнее время в области машиностроения наблюдаются негативные тенденции. Мы решили побеседовать с представителями отрасли и выяснить, какие пути выхода из ситуации могут быть
Экскаваторщики советуют экскаваторщикам. Не бойся работы, новичок!
Экскаваторщики советуют экскаваторщикам. Не бойся работы, новичок! Вам только предстоит впервые сесть за "штурвал" карьерного экскаватора или бульдозера? Конечно, опыт приходит со временем, но ведь можно и ускорить данный процесс, воспользовавшись знаниями более опытных машинистов

Мы в социальных сетях:

Служба поддержки
© МАКСИ Экскаватор Ру 2007-2014
Медиа-группа Экскаватор Ру
  • Экскаватор Ру
  • МАКСИ Экскаватор Ру
  • МИНИ Экскаватор Ру
Статистика посещений