Одноковшовые колесные фронтальные погрузчики для горной промышленности

Источник: spec-technika.ru

В силу своей универсальности, высокой мобильности и маневренности этот вид оборудования, способный выполнять погрузочные и транспортные работы, а также зачистку рабочих погрузочных площадок, завоевывает все большее признание, заменяя на ряде технологических операций одноковшовые экскаваторы и бульдозеры

 Одноковшовый колесный погрузчикВ мировой практике сложилась достаточно устойчивая тенденция, когда одноковшовые по­грузчики вместимостью основного ковша свыше 3 м3 и грузоподъемностью более 5,5 – 6 тонн стали применяться на карьерах по добыче строительных материалов, на перевалке горной породы, на угольных складах, а порой и на погрузке взорванных и раздробленных руд полезных ископаемых.

Настоящая статья преследует цель ознакомить работников горной промышленности с основной номенклатурой колесных одноковшовых погрузчиков, выпускаемых в РФ, странах СНГ и дальнего зарубежья. В статье рассматриваются одноковшовые погрузчики среднего (свыше 5 – 6 тонн) и высокого уровня грузоподъемности ведущих отечественных и зарубежных производителей, которые в той или иной мере представлены на рынке России. Анализ российского рынка колесных погрузчиков за последние 5 – 7 лет, которые находят применение на различных предприятиях горно-обогатительных комбинатов и карьерах строительных материалов, показывает рост закупок этого вида техники.

В России погрузчики средней и высокой грузоподъемности освоены производством на 4-х предприятиях: ОАО «Погрузчик» (г. Орел), ОАО «Петербургский тракторный завод» (ОАО «ПТЗ»), ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины» (ЗАО «ЧСДМ»), ОАО «Промтрактор» (г. Чебоксары). Краткие технические характеристики погрузчиков приведены в таблице 1.

Погрузчик ПК-6 производства ОАО «ПТЗ» создан на базе промышленной модификации колесного трактора тягового класса 5. Другие модели погрузчиков созданы на специальных колесных базовых шасси. Все погрузчики имеют единую конструктивную схему со всеми ведущими колесами одинакового размера и с шарнирно-сочлененной рамой. Моторные отсеки позволяют устанавливать двигатели как отечественного производства, в основном, Ярославского моторного завода, так и двигатели зарубежного производства. Погрузчики оснащены 3- или 4-диапазонными гидромеханическими трансмиссиями.

Из производителей колесных погрузчиков, рассматриваемых уровней грузоподъемности, в странах ближнего зарубежья необходимо отметить белорусские предприятия: ОАО «Амкодор», РУПП «БелАЗ» и ПО «МоАЗ».

ОАО «Амкодор» освоило производство достаточно широкой гаммы колесных погрузчиков, в состав которой входят погрузчики грузоподъемностью 6 и 7 тонн. Республиканское унитарное производ­ственное предприятие «Белорусский автомобильный завод» выпускает одну модель колесного погрузчика грузоподъемностью 10 тонн. Производственное объединение «Могилевский автомобильный завод» производит колесный погрузчик грузоподъемностью 7,5 тонны. Краткие технические характеристики этих погрузчиков приведены в таблице 2.

На погрузчиках ОАО «Амкодор» применены двигатель ЯМЗ-238М2 (на модели «361») и двигатель Cummins 6CTA8.3 (на модели «371»), гидромеханичес-кие трансмиссии Zahnradfabrik (Германия). Погрузчик БелАЗ-7822 может оснащаться двигателем Cummins KTA19-C мощностью 360 кВт. Погрузчики производства ПО «МоАЗ» и РУПП «БелАЗ» имеют гидромеханические трансмиссии собственного производства.

Проведенный за последний 7-летний период анализ рынка импорта колесных одноковшовых погрузчиков из стран дальнего зарубежья показал, что на российском рынке представлен достаточно широкий спектр по­грузчиков многих фирм Японии, США, Великобритании, Германии, Польши, Южной Кореи, Швеции, Китая. В приводимые ниже таблицы включены только те модели погрузчиков, которые по своим техническим параметрам могут выполнять различные виды работ на предприятиях горной отрасли и промышленности по добыче строительных материалов.

Следует отметить, что данные по грузоподъемности погрузчиков могут различаться. Некоторые фирмы указывают грузоподъемность исходя из приводимой вместимости ковша и объемной массы погружаемого материала (обычно 1,6 – 1,8 т/м3). Другие фирмы рекомендуют оценивать уровень грузоподъемности погрузчика исходя из положений стандартов ISO и SAE, согласно которым грузоподъемность определяется как половина величины опрокидывающей нагрузки при максимальном угле складывания полурам погрузчика (обычно этот угол составляет 35 – 400). В последующих таблицах это оговаривается в примечаниях.

На российском рынке одноковшовые колесные погрузчики представлены фирмами Caterpillar, Komatsu, Dressta, Volvo, Doosan, Liebherr, Hitachi, Hyundai, Kawasaki и др.

Учитывая, что каждая модель погрузчика может оснащаться ковшами различной вместимости и назначения, показатели грузоподъемности также могут различаться. При этом мощность двигателя базового шасси остается для каждой модели по­стоянной. За основу структуризации в последующих таблицах положена мощность двигателя базового шасси погрузчика.

Исходя из этого принципа сформированы 5 таблиц в диапазонах мощности 140 – 200; 200 – 250; 250 – 400; 400 – 700 и свыше 700 кВт (соответственно таблицы 3, 4, 5, 6, 7). Величина грузоподъемности для каждой сформированной категории (по мощности двигателя) колеблется в пределах 5 – 8,9 т (для погрузчиков мощностью 140 – 200 кВт), 6,7 – 10,2 т (для погрузчиков мощностью 200 – 250 кВт), 10,5 – 17,5 т (для погрузчиков мощностью 250 – 400 кВт), 18,0 – 29,1 т (для погрузчиков мощностью 400 – 700 кВт) и 36,3 – 72,6 т (для погрузчиков мощностью свыше 700 кВт).

Анализ данных этих таблиц показал, что такой удельный показатель, как отношение мощности двигателя (кВт) к заявленному уровню грузоподъемности (т), для всех рассмотренных категорий погрузчиков находится в среднем в пределах 25 – 28 кВт на одну тонну грузоподъемности. Следует отметить существенные колебания этого показателя от минимального его значения до максимального. Превышение максимального значения этого показателя над его минимальным значением составляет от 1,32 до 1,44 раза для погрузчиков мощностью 140 – 700 кВт и 1,74 раза для погрузчиков мощностью свыше 700 кВт.

Приведенные оценки носят усредненный характер, а величины разброса упомянутого удельного показателя требуют более обоснованного подхода к выбору моделей погрузчика (грузоподъемность, вместимость ковша, мощность) исходя из конкретных условий его применения, которые должны задаваться потенциальным потребителем такой техники (виды работ, характеристики погружаемых материалов и пород, требующаяся производительность, интенсивность работы погрузчика, виды и типы транспортных средств и др.).

Основными свойствами, способствующими развитию и применению колесных погрузчиков, являются:

  • отношение реальной грузоподъемности погрузчика к его массе в 2 – 2,5 раза выше, чем у гидравлических экскаваторов;
  • удельная стоимость колесного погрузчика, отнесенная к одному кубическому метру емкости ковша, в 1,5 – 2 раза ниже, чем у гидравлических экскаваторов;
  • более высокие показатели мобильности и маневренности, позволяющие выполнять одной машиной погрузочные и транспортные работы;
  • сопоставимость величин отрывных усилий на режущей кромке ковша колесного погрузчика и гидравлического экскаватора (при равной емкости ковша); тем не менее колесный погрузчик уступает гидравлическому экскаватору в реализации усилия отрыва по всей высоте забоя;
  • близость значений коэффициента наполнения ковша у погрузчика и экскаватора, который обычно составляет 0,75 – 0,8, реже 1,0 – 1,1.

Как правило, колесные фронтальные одноковшовые погрузчики создаются на базе колесных шасси полноприводного типа тягово-энергетической концепции со всеми колесами одинакового размера с колесной формулой 4?4. Общее компоновочное построение колесного погрузчика отличается от других мобильных и тяговых колесных машин с классической компоновкой с передним расположением моторной установки. Колесные погрузчики скомпонованы по схеме с задним расположением двигателя и передним расположением погрузочного оборудования. Заднее расположение моторной установки служит противовесом.

К распространенным конструктивным решениям следует отнести применение среднеоборотных дизельных двигателей с высоким коэффиц

иентом запаса крутящего момента, оснащенных электронными системами впрыска топлива и отвечающих международным требованиям по экологии выхлопных газов, гидромеханических трансмиссий с 3- 4-диапазонными планетарными коробками передач, гидростатических бесступенчатых трансмиссий, ведущих мостов с системами блокировки дифференциала, планетарных колесных редукторов, шарнирно-сочлененных рам с углом складывания полурам в диапазоне 35 – 400, жесткой подвески переднего грузового моста и балансирной подвески заднего моста, шестигранных и панорамных кабин с круговой обзорностью, оснащенных современными регулируемыми сиденьями, системами обогрева, вентиляции, шумопоглощения, электронных и автоматизированных систем переключения передач и управления, рассчитанных на различные режимы эксплуатации (выбор задаваемых режимов осуществляется оператором в зависимости от условий выполняемой работы).







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Импорт в IV квартале. Komatsu - лидер по поставкам карьерной техники
Импорт в IV квартале. Komatsu - лидер по поставкам карьерной техники В рассматриваемом периоде выросли поставки гусеничных бульдозеров и гидравлических экскаваторов. Обзор подготовлен на основе данных агентства ID-Marketing
Когда есть спрос. Арендодатели о повышении ставок и тенденциях на рынке
Когда есть спрос. Арендодатели о повышении ставок и тенденциях на рынке По оценкам экспертов, в сегменте аренды спецтехники произошел рост спроса на 6-10%. Примерно на эти же величины по итогам года подорожали арендные услуги
Угадай производителя по фотографии
Угадай производителя по фотографии 10 брендов, 10 фотографий карьерной техники. Вы сможете угадать, кто производитель каждой машины?
Обзор цен на б/у самосвалы. Какая техника стала самой дорогой в декабре 2016?
Обзор цен на б/у самосвалы. Какая техника стала самой дорогой в декабре 2016? Анализируем цены на подержанные карьерные самосвалы на основе данных Торговой системы спецтехники