История карьерных самосвалов


Самые крупные среди автомобилей — карьерные самосвалы. Их производство ведут немногие страны, главным образом те, которые богаты полезными ископаемыми


Эти машины, как правило, работают в паре с мощными экскаваторами или погрузчиками и служат для транспортировки из карьеров руды или угля по специально проложенным дорогам. На магистралях общего пользования они не могут появляться — даже у порожнего карьерного самосвала осевая нагрузка — 25-45 тонн. К тому же их габаритная ширина выходит далеко за 2,5 метра, предельные для машин на дорогах общего пользования. Естественно поэтому, что карьерные самосвалы относятся ко внедорожным автомобилям.

Наиболее яркой моделью 70-х годов стал карьерный самосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн. В известном смысле его создание послужило заметной вехой в развитии конструкции таких автомобилей. Его главная особенность — электрическая трансмиссия постоянного тока. Дизель мощностью 1050 л. с. приводит во вращение генератор ГПА-600. Он вырабатывает электроэнергию для питания двух тяговых двигателей мощностью по 230 киловатт каждый, встроенных в ступицы задних ведущих колес. Такая конструкция называется мотор-колесом и позволяет без особых усложнений создать трехосные машины или тягачи самосвального полуприцепа с активными мотор-ко-песами.

На БелАЗ-549 нет коробки передач и дифференциала — регулирование тягового момента осуществляется посредством приборов электрического управления. Подобная трансмиссия, как показал мировой опыт, наиболее рациональна для карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 75 тонн. Она получила широкое применение в последующих моделях карьерных самосвалов БелАЗ.

Автомобиль БелАЗ-549 оборудован пневмо-гидравпической подвеской всех колес, весит около 67 тонн (без нагрузки) и развивает скорость до 60 км/ч. При скорости 35-40 км/ч он расходует около 235 литров дизельного топлива на 100 км.

Для вывоза угля при открытых его разработках нужны карьерные самосвалы с увеличенным объемом грузовой платформы — удельная масса угля невелика по сравнению с рудой или скальной породой. Так в 1972 году появились углевозы БелАЗ-7510 и БелАЗ-7525 на базе известных карьерных самосвалов БелАЗ-540А и Бел АЗ-548 А.

Долгие годы основным самосвалом для строительных работ являлся 12,5-тонный КрАЗ-256-Б1. Он ведет свое происхождение от модели ЯАЗ-210Е 1951 года. Замена ему в виде серийного КрАЗ-6505 появилась только в середине 90-х годов.

Машины грузоподъемностью 10 и 8 тонн для выполнения аналогичных задач почти одновременно начали выпускать в 1977-1978 годах КамАЗ (модель "5511") и МАЗ (модель "5549"). Еще раньше выпускался самосвал МАЗ-503Г, рассчитанный на буксировку самосвального прицепа. При этом тягач комплектовался гидровыводом для приведения в действие гидроподъемника на прицепе. Схожую конструкцию представлял собой и самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 с прицепом ГКБ-819.

Мытищинский машиностроительный завод изготовлял на двухосных шасси ЗИЛ четыре разновидности самосвалов: ЗИЛ-ММЗ-554 (1972 г.) и ЗИЛ-ММЗ-554М (1978 г.) грузоподъемностью соответственно 4,0 и 5,7 тонны. Каждый имел вывод гидросистемы на двухосный самосвальный прицеп. Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502 (1975 г.) и ЗИЛ-ММЗ-555 (1977 г.) монтировались на короткобазных двухосных шасси ЗИЛ и имели грузоподъемность соответственно 6,0 и 5,2 тонны.

Первые два самосвала с трехсторонней разгрузкой предназначались для перевозки сельскохозяйственных грузов малой удельной массы и поэтому их кузова снабжались надставными бортами. На моделях "4502" и "555" кузова разгружались только назад, а сами машины не были приспособлены для транспортировки прицепов.

Помимо этих моделей существовали их модификации "45021" и "555К" не с 8-ципиндровы-ми, а 6-цилиндровыми двигателями ЗИЛ-1 57Д, а также газобалонная модификация "45022".

Очень часто крупные хозяйства в своих мастерских изготовляли или основательно переделывали самосвалы КрАЗ-256-Б1, МАЗ-5549 или ЗИЛ-ММЗ-4502 с тем, чтобы они могли буксировать двухосные самосвальные прицепы, тоже самодельные.

Саранский завод автосамосвалов САЗ оснащал с 1975 года шасси ГАЗ-52-04 кузовами для перевозки сельскохозяйственных грузов (САЗ-3509), а также строительных и промышленных грузов (САЗ-3504) грузоподъемностью соответственно 2,4 и 2,25 тонны.

К самосвалам тяготеет и самосвальный автопоезд МоАЗ-6401-9585. Он состоит из одноосного тягача со 190-сильным дизелем и четырехступенчатой гидромеханической коробкой передач и одноосного самосвального прицепа грузоподъемностью 20 тонн. Эта сочлененная машина поворачивает не благодаря изменению угла передних колес, а повороту одного звена поезда относительно другого звена. Это действие выполняется двумя гидроцилиндрами.







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Импорт в IV квартале. Komatsu - лидер по поставкам карьерной техники
Импорт в IV квартале. Komatsu - лидер по поставкам карьерной техники В рассматриваемом периоде выросли поставки гусеничных бульдозеров и гидравлических экскаваторов. Обзор подготовлен на основе данных агентства ID-Marketing
Когда есть спрос. Арендодатели о повышении ставок и тенденциях на рынке
Когда есть спрос. Арендодатели о повышении ставок и тенденциях на рынке По оценкам экспертов, в сегменте аренды спецтехники произошел рост спроса на 6-10%. Примерно на эти же величины по итогам года подорожали арендные услуги
Угадай производителя по фотографии
Угадай производителя по фотографии 10 брендов, 10 фотографий карьерной техники. Вы сможете угадать, кто производитель каждой машины?
Обзор цен на б/у самосвалы. Какая техника стала самой дорогой в декабре 2016?
Обзор цен на б/у самосвалы. Какая техника стала самой дорогой в декабре 2016? Анализируем цены на подержанные карьерные самосвалы на основе данных Торговой системы спецтехники