Зарубежная техника наступает на отечественные разрезы и карьеры

На вопросы Горнопромышленного Портала России отвечает доктор технических наук, профессор кафедры «Горные машины и оборудование» Московского государственного горного университета, академик РАЕН Роман Юрьевич Подэрни, один из ведущих российских специалистов в области горного оборудования

На вопросы Горнопромышленного Портала России отвечает доктор технических наук, профессор кафедры «Горные машины и оборудование» Московского государственного горного университета, академик РАЕН , один из ведущих российских специалистов в области горного оборудования.

Роман Юрьевич Подэрни

- Роман Юрьевич, каково сегодня общее положение дел с производством в России оборудования используемого на открытых горных разработках?

Что касается буровых станков, то в России, на сегодняшний день, его основными производителями являются: ОАО «Рудгормаш» (г. Воронеж), ОАО «Бузулукский завод тяжелого машиностроения» (БЗТМ) г. Бузулук (Оренбургская область) и ОАО «Ижорские заводы» (С. Петербург). Последний производитель выпускает также и карьерные одноковшовые экскаваторы.

Буровое оборудование вышеупомянутых заводов, к сожалению, пользуется ограниченным спросом даже на внутреннем рынке, в силу его низкой конкурентоспособности по сравнению с современными образцами такой техники выпускаемой передовыми зарубежными фирмами.

Станки вращательного бурения резцовыми коронками со шнековым способом удаления буровой мелочи из скважины (продукция БЗТМ), весьма широко используются на отечественных угольных разрезах. Они являются машинами относительно невысокой производительности и их интенсивное применение в прошлом, явилось следствием неспособности наших машиностроительных предприятий обеспечить поставку достаточно высокопроизводительных и дешевых компрессоров для обеспечения пневмоочистки скважин. Нигде в мире на разрезах не используются шнековые станки для бурения взрывных скважин. Для этих целей применяют обычные станки вращательного бурения с очисткой скважин сжатым воздухом. Следует переходить на применение станков вращательного бурения использующих пневматическую очистку скважин. Хорошей заменой этих станков могут стать станки вращательного бурения типоразмера СБШ-125/200 с компрессором производительностью не менее 32 м3/мин и массой не более 35 т, производительность которых будет в 3-4 раза выше шнековых аналогов.

- А что можно сказать о техническом уровне тяжелых отечественных станках вращательного бурения?

Анализ отечественного парка тяжелых станков вращательного бурения шарошечными долотами показывает, что лучшими сегодня среди них являются станки СБШ-250МНА-32 и СБШ-270ИЗ.

Между тем, уровень технических решений используемых в конструкции СБШ-250МНА-32 соответствует уровню некоторых американских станков середины 50-х годов прошлого столетия. Прототип этого станка был сделан в середине 60-х годов, и в последующие годы претерпевал, в основном, несущественную модернизацию. Главными недостатками этого станка являются закрытая мачта, примитивный вращательно-подающий механизм, низкая энерговооруженность основных приводов, недостаточно производительный компрессор, плохая маневренность машины, низкий уровень механизации и т. д.

Станок СБШ-270ИЗ (проект конца 80-х годов), отличается от своего прототипа СБШ-250МНА-32 мачтой открытого типа, более мощным компрессором, двигателями высоковольтного исполнения, кабельным барабаном, более тяжелым ходом с маломощным электроприводом, заимствованным от серийного экскаватора, и более чем в полтора раза более высокой массой и стоимостью.

Устаревшие технические идеи, изначально заложенные в проект станка, не позволили заводу создать машину, отвечающую современному уровню. Станок проектировался для работы на рудных карьерах, а для успешного применения его на угольных разрезах нужно увеличивать длину штанги, диаметр бурения, применить сухое пылеулавливание, увеличить производительность компрессора, использовать гидропривод, в первую очередь для более полной механизации многих трудоемких операций и др.

-Что же делать заводу, как Вы думаете?

Единственно правильный путь совершенствования отечественной буровой техники, это решительный отказ от использования устаревших технических идей, изначально заложенных во все существующие сегодня отечественные станки, которые принципиально невозможно довести до современного требуемого уровня. Нужно создавать (самостоятельно или на принципах кооперации с зарубежной фирмой) гидрофицированный станок нового технического уровня на основе уже имеющихся отечественных научных разработок. Такой проект, в частности был разработан на рубеже ХХI века группой ученых при моем участии в МГГУ, он прошел экспертизу на фирме «Ингерсолл Ранд» (США), получил высокую оценку и ожидает реализации. Наши машиностроители, окончательно потеряв внутренний рынок, будут вынуждены отказаться от амбиций и приступить к его реализации.

- Что можно сказать о зарубежных буровых станках?

За рубежом буровые станки вращательного бурения выпускаются преимущественно фирмами: «Атлас Копко» (“Atlas Copco”), «Бюсайрус» ("Вuсугus"), « Сандвик - Тамрок - Дрилтех» ("Sandvik -Tamrock-Driltech"), «Харнишфегер» ("Нагnischfeger Р&Н)" и некоторыми другими. Ими созданы станки вращательного бурения вертикальных и наклонных скважин диаметром до 560 мм.

Современный зарубежный буровой станок - машина, в которой широко используются покупные изделия специализированных изготовителей, в частности: гусеничное оборудование от фирм "Саterpillar" и “Intertrac", компрессоры от “Atlas Copco", "Gardner-Denver", “Ingersoll-Rand”, системы гидропривода от "Denison", "Mannesman-Rexroth” –“Schroeder”, “Vickers”, “Vane”, дизели от "Саterpillar", "Сummins", “Komatsu”, "GM" и др.

В современных моделях наблюдается устойчивая тенденция гидрофикации основных приводов, что обеспечивает станку меньшую массу, возможность широкого регулирования характеристик, удобство в управлении и сравнительно несложное обслуживание.

Зарубежные фирмы предлагают заказчику, как правило, широкий диапазон диаметров бурения, длин и диаметров штанг, возможных глубин бурения (как с наращиванием, так и без наращивания става), мощностей первичного привода, производительностей компрессоров и т.д.

Наиболее популярными производителями универсальных буровых станков легкого и среднего класса являются фирмы “Atlas Copco” и "Sandviк -Tamrock-Driltech". Основные тенденции в создании станков этих фирм – применение единого первичного двигателя (дизеля или высоковольтного электродвигателя) приводящего в действие компрессор и насосную станцию. Последняя питает все приводы и агрегаты станка, что позволяет обходиться одним оператором, поскольку гидравлика позволяет механизировать все основные и вспомогательные операции. Заказчику предлагается широкий выбор комплектации станка по длине и диаметру штанг, мощности приводов, производительности компрессора и др.

Фирма «Атлас Копко» выпускает семейство из 9 моделей полностью гидрофицированных станков.

В России на горных предприятиях уже работают свыше 50 станков фирмы, в том числе на угольных разрезах Восточной Сибири, Кузбасса и Якутии имеются 29 станков. Кузбасс активно заменяет устаревшую отечественную буровую технику на импортную, обеспечивающую почти в 3 раза более высокую производительность (достигающую 30 км скважин в месяц) при устойчивых значениях коэффициента готовности свыше 90%.

Зарубежная фирма изготовитель станка, как правило, проектирует и изготавливает «скелет» (металлоконструкцию) станка и комплектует его стандартными покупными компонентами. Такая сборочная технология позволяет быстро скомпоновать на линии производства машины с разнообразным сочетанием предлагаемых параметров и при очень высоком качестве конечного изделия.

Необходимо отметить предоставляемые всеми зарубежными фирмами развитые системы сервисного обслуживания станков в течение всего срока эксплуатации машины, предусматривающие быстрое и эффективное снабжение потребителя, как запасными частями, так и расходными материалами, возможность агрегатного ремонта машин без длительных их простоев.

- Что можно сказать о производстве отечественных экскаваторов?

Что касается экскаваторов, то у нас в стране имеются, в основном, два крупных производителя – «Уралмаш» и «Ижорские заводы» входящие в группу ОМЗ (Объединенные машиностроительные заводы). Оба завода выпускают одноковшовые карьерные экскаваторы, так называемые «прямые лопаты» 7-ми базовых моделей и 16-ти их модификаций с ковшами от 5 до 20 (25) м3. «Уралмаш» также предлагает заказчикам шагающие драглайны 14-ти моделей с ковшами от 11 до 100 м3 и стрелами от 75 до 130 м. Продукция этих заводов, в основном, удовлетворяет нужды отечественных горных предприятий в карьерных лопатах с ковшами вместимостью до 15 м3 и практически полностью в шагающих драглайнах.

Запланированное на этих заводах производство и гидравлических экскаваторов 5-ти типоразмеров с ковшами от 5,5 до 15 м3 не может закрыть потребности горных предприятий в такого рода оборудовании ни по номенклатуре, ни по качеству. На сегодняшний день, насколько мне известно, поставлены в эксплуатацию всего 3 машины с вместимостью ковша порядка 5 м3.

Медленное освоение серийного производства современных карьерных экскаваторов с вместимостью ковша выше 20 м3 , привело к тому, что разрезы и карьеры России вынуждены были закупить свыше 50 гидравлических экскаваторов у фирм «KOMATSU», «LIEBHERR», «TEREX» и др. Так, например, только «Нерюнгринский» угольный разрез (Ю. Якутия), приобрел шесть мощных гидравлических экскаваторов «KOMATSU» с вместимостями ковшей от 40 до 8,5 м3. Разрезы Кузбасса для поддержания темпов развития угледобычи были также вынуждены закупить за последние 3 года у фирмы «Харнишфегер девять механических лопат с ковшами 25 -35 м3.

- Что можно сказать о производстве отечественного выемочно-транспортирующего оборудования?

Если говорить о производстве гусеничных бульдозеров, то у нас есть два производителя, это ОАО «Промтрактор» г. Чебоксары и ОАО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак». Выпускают они ограниченную номенклатуру машин из 8-ми моделей с мощностью двигателей от 170 до 520 л. с. и с массой бульдозерно-рыхлительных агрегатов от 20 до 61,5 т, которые уступают по своим техническим данным, в частности по удельной энерговооруженности и мощности, а также ассортименту отвалов, рыхлителей и ширин гусениц, зарубежным образцам многих фирм, в частности наиболее передовым, «CATERPILLAR» (CША), «KOMAТSU» (Япония) и «LIEBHERR» (Германия).

Что касается ковшовых колесных погрузчиков, то из отечественных производителей можно упомянуть только ОАО «Промтрактор» г. Чебоксары и Петербургский тракторный завод, геометрическая вместимость ковшей машин не превышает 5,5 м3, тогда как вышеупомянутые зарубежные производители поставляют на карьеры широкий ассортимент колесных фронтальных погрузчиков с номинальной вместимостью ковшей до 20 м3 и более.

- Стало быть, между всеми этими компаниями идет жесточайшая борьба за российский рынок?

Да, это так. Самую мощный на сегодняшний день бульдозер делает «KOMAТSU» мощностью 1050 л.с. и массой агрегата до 132 т. Машина слишком крупная для широкого употребления, основным же спросом на карьерах пользуется техника в диапазоне мощностей от 200 до 550 л.с. Машины этого класса как раз и поставляют, остро конкурируя между собой на пользу потребителей горным предприятиям РФ фирмы «CATERPILLAR», «KOMAТSU», «LIEBHERR» и ряд других.

- Роман Юрьевич, а что происходит в сегменте профильного образования? Известно, что, например, компания CATERPILLAR активно сотрудничает с МГГУ, предлагая студентам прохождение практики.

Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части.

Первое: у нас в МГГУ широко внедряется система презентационного представления лекционного материала. Для этого созданы лекционные аудитории, оснащенные современными техническими средствами, позволяющими к минимуму свести процесс «пачкания» доски мелом.

Лектору приходится предварительно готовить содержание лекции в виде Power Point Презентации, после чего есть возможность через РС и проектор демонстрировать на экране обширный иллюстрационный и текстовой учебный материал, сопровождать его также демонстрацией CD, DVD и VHS фильмов и т. д. Эффективность использования при жтом бюджета учебного времени возрастает многократно.

В дальнейшем, библиотеки Презентаций могут быть эффективно использованы для дистанционного способа обучения студентов и специалистов через Интернет, что давно практикуется за рубежом.

Что касается второй части вопроса, то да, у нас давно завязались хорошие деловые контакты со многими зарубежными компаниями -производителями горного оборудования, с которыми обмениваемся информацией, которым оказываем консультационные услуги, привлекаем их специалистов к участию в учебном процессе, готовим для них специалистов из числа выпускников.

В 2006 г, например, фирма ООО «Цеппелин Русланд» - дилер компаний «Катерпиллар» и «Терекс» взяла на работу трех наших выпускников инженеров-механиков.

Далее, шестое издание моего учебника «Механическое оборудование карьеров», которое увидит свет в начале 2007 г, было спонсировано фирмами «Атлас Копко», «Катерпиллар», «Либхерр», «Харнишфегер», «Комацу», «Сеатко», «Терекс», «Бюсайрус», «Ман Такраф» и «Белаз», которые в сою очередь, разместили в нем рекламу своей продукции. Как Вы заметили, среди этого перечня нет ни одной отечественной фирмы, к сожалению.

Хочу также упомянуть новую форму сотрудничества между МГГУ и ООО «Цеппелин Русланд». Мы заключили соглашение об установлении прямых связей в области подготовки и переподготовки инженерных кадров и научно- техническом сотрудничестве.

Соглашение предусматривает: взаимодействие в области образовательной подготовки студентов аспирантов, так и переподготовки инженерных кадров горных организаций, а также научно-технического сотрудничества в исследованиях горного оборудования, совершенствовании технологий эксплуатации горных машин, популяризации производственных и коммерческих достижений компаний, на основе непосредственного участия, как профессорско-преподавательского состава кафедр университета, так и сотрудников ООО «Цеппелин Русланд», представителей компаний – производителей землеройных машин «Катерпиллар» и «Терекс».

- Кого приглашаете на обучение на упомянутых курсах?

Программа курсов предлагает обучение руководителям горного производства, в частности:

  • - Директорам и главным инженерам горных организаций;
  • - Начальникам транспортных цехов и главным механикам карьеров.
  • - Какая длительность обучения и ее стоимость?

    Длительность обучения первой группы слушателей, работавшей с 4 по 8 декабря 2006 г, составляла 30 лекционных часов и 5 часов семинарских занятий, а стоимость 70 тыс. рублей с человека.

    - Стоимость не маленькая, какова программа, кто читает на курсах и что слушатели получают в результате?

    Программа обучения

    Первый день.

     

     

  • 1. «Развитие горнодобывающей отрасли страны - основа экономической безопасности России». Ректор МГГУ, д.т.н. профессор Пучков Л.А., Член-корреспондент РАН.
  • 2. «Современное горнодобывающее оборудование Катерпиллар». Менеджер отдела горного оборудования, Шишакин А.В., ООО «Катерпиллар СНГ».
  • 3. «Общие требования к оборудованию и системе его технической поддержки». Генеральный директор ООО «Цеппелин Русланд», к. т. н. Гуревич И.Р.
  • 4. Семинар на тему: «Передовой опыт горных предприятий в области снижения себестоимости добычи».
  •  

     

    Второй день.

     

     

  • 1. «Технико-экономические показатели работы карьера». Директор отдела машин «Катерпиллар» Александрюк А.А. ООО «Цеппелин Русланд».
  • 2. «Современные подходы к организации сервиса горных машин». Руководитель службы сервиса землеройной техники, Савин А.Б., ООО «Цеппелин Русланд».
  • 3. «Современное оборудование для бурения взрывных скважин». Профессор МГГУ, д.т.н. Подэрни Р.Ю., Действительный член РАЕН.
  • 4. Семинар на тему: «Больше добывать или дешевле добывать. Что важней?»
  •  

     

    Третий день

     

     

  • 1. «Современные технологии на горном предприятии». Руководитель технической поддержки отдела горного оборудования Scot West., ООО «Катерпиллар СНГ».
  • 2. «Современная выемочно-погрузочная техника на карьерах». Профессор МГГУ, д.т.н. Подэрни Р.Ю., Действительный член РАЕН.
  • 3. «Карьерные самосвалы». Менеджер по маркетингу и развитию рынка Фоменко С. В., ООО «Катерпиллар СНГ».
  • 4. Семинар на тему: «Какая машина дешевле?»
  •  

     

    Четвертый день

     

     

  • 1. «Обслуживание дорог в карьере». Технический представитель группы поддержки горного оборудования в СНГ Вельдин Ю. Ю, ООО «Катерпиллар СНГ».
  • 2. «Современные технологии ведения взрывных работ на карьерах». Заведующий кафедрой «Разрушение горных пород взрывом» МГГУ, д.т.н. профессор Белин В.А.
  • 3. «Гидравлические экскаваторы «Terex»». Руководитель горных проектов Шмидт В.Э., ООО «Цеппелин Русланд».
  • 4. Семинар на тему: «Передовой опыт эксплуатации оборудования на открытых и подземных работах».
  •  

     

    Пятый день

     

     

  • 1. «Виды и формы сервисных договоров с дилерами». Руководитель службы сервиса землеройной техники Савин А. Б., ООО «Цеппелин Русланд».
  • 2. «Компьютерные программы для расчёта параметров горных работ и окупаемости инвестиций в горное оборудование». Региональный менеджер по развитию рынка горного оборудования в СНГ, к. т. н. Мазманян А. О., ООО «Катерпиллар СНГ».
  • 3. «Номенклатура выемочно-погрузочного оборудования и современная технология экономичной ее эксплуатации». Профессор МГГУ, д.т.н. Подэрни Р.Ю., Действительный член РАЕН.
  • 4. Заключительная часть, вручение сертификатов.
  •  

     

    Слушателям предоставляется программное обеспечение, разработанное специалистами «Катерпиллар» на опыте использования карьерного оборудования во всем мире, в частности:

     

     

  • * Расчет парка карьерных машин и себестоимости горных работ;
  • * Анализ окупаемости инвестиций в современное горное оборудование;
  • * Расчет производительности карьерных экскаваторов;
  • * Расчет производительности бульдозеров при проведении рыхления горных пород и отвалообразования;
  • * Анализ состояния автомобильных дорог на карьерах.
  •  

     

    - Из каких регионов приезжали слушатели первого потока?

    Из Якутии, Оленегорска, Хабаровска, Москвы, ближнего зарубежья Экибастуза (Казахстан).

    - Когда начнет работать следующий поток и куда обращаться с заявками?

    Следующий поток проведем в марте, поскольку слушатели просили присылать им приглашения минимум за 2 месяца до начала работы.

    Заявки на обучение (в произвольной форме) следует направлять по адресу: 119991 Москва, Ленинский пр. 6, стр. 2, к 256, ООО «Международный горный центр», Курсы повышения квалификации специалистов в области Горного дела, по тел. (495) 236 55 88 и тел.-факсу (495) 956 90 42;

    - Спасибо за интервью

    НАША СПРАВКА:

    Подэрни Роман Юрьевич — доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член Международного организационного комитета Симпозиума “Горное планирование и выбор оборудования”.

     

     

  • * В 1957 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана.
  • * В 1962 г. защитил кандидатскую, а в 1972 г. — докторскую диссертацию по теме “Совершенствование рабочего процесса и способы гашения вибраций на роторных экскаваторах”.
  • * В 1965—1966 гг. проходил стажировку в Иллинойском университете (США). * В 1968—1988 гг. возглавлял кафедру “Механическое оборудование карьеров” Московского горного института.
  • * В 1973—1984 гг. — декан горно-механического факультета Московского горного института.
  •  

     

    В настоящее время — профессор кафедры “Горные машины и оборудование” Московского государственного горного университета.

    Научные интересы Р.Ю. Подэрни сосредоточены в области исследования и совершенствования горного оборудования для открытых работ, в частности буровых станков, одноковшовых и роторных экскаваторов.

    Поддерживает научные и педагогические связи с учеными и профессорами университетов США, Канады, Германии, Греции, Чехии, Польши, Индии, Сербии, Италии, Бразилии, а также с крупнейшими зарубежными фирмами-производителями горного оборудования: Атлас Копко, Либхерр, Катерпиллар, Коматцу, Сандвик, Такраф, Харнишфегер, Бисайрус и др.

    Опубликовал более 300 работ по проблемам горного машиностроения и образования, является автором шести учебников для вузов, двух справочников, имеет 65 авторских свидетельств об изобретениях.

    Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
    Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
    Оцените, пожалуйста, статью:
    Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
    Нам очень важно ваше мнение
    5
    5
    5
    8
    Подписаться на новости
    рынка спецтехники
    Подписаться