Воронежские карьерные экскаваторы - начало пути (часть1)

Новый этап развития Воронежского экскаваторного завода пришёлся на 1970-е годы. В этот период конструкции экскаваторов претерпели серьёзные изменения

Модернизация продукции

По примеру других экскаваторостроительных заводов, воронежские производители стали комплектовать свои машины унифицированньм роликовым опорно-поворотным устройством (ОПУ) диаметром 1900 мм, выпускавшимся Ивановским заводом автомобильных кранов. Поскольку у "лёгких воронежцев" в механизме поворота изначально применялось наружное зацепление, для них было разработано специальное исполнение ОПУ без зубчатого венца. Одновременно были перепроектированы ходовая тележка и поворотная платформа. Вместо радиусного обвода задней стенки кузова сделали более простую трёхгранную форму.

Гидравлический экскаватор Э-5122В результате такой модернизации поворотная платформа оказалась ниже на 130 мм. Это обстоятельство сделало невозможным дальнейший выпуск кранов Э-1258Б, Э-1258БС, поскольку в противном случае корпус реверса стрелоподъёмной лебёдки при повороте платформы задевал бы за гусеницы. Поэтому в 1970 г. эти модели были сняты с производства.

Справедливости ради следует отметить, что краны Э-1258Б с механическим приводом уже не отвечали существовавшим на тот момент требованиям выполнения монтажных работ. К тому же ещё в начале 1960-х годов Челябинский и Чебаркульский механические заводы освоили выпуск специальных дизель-электрических гусеничных монтажных кранов - соответственно ДЭК-25Г и МКГ-25 грузоподъёмностью 25 т. Начиная с 1970 г. из ГДР в больших количествах стали поступать краны РДК-25, аналогичные МКГ-25. Так что уральские и немецкий производители вскоре полностью удовлетворили потребность в гусеничных кранах этого класса.

Однако до модернизации завод успел выпустить около 1500 экскаватор Э-1252Б и 560 кранов Э-1258Б. По этом необходимо особо отметить работу конструкторов Воронежского экскаваторного завода по созданию, без преувеличения, уникальной в то время системы управления экскаватором. Само по себе удивительно, что на выпускавшихся в те годы экскаваторах Э-1252Б сохранялась явно устаревшая гидравлическая система управления, хотя буквально в соседнем цехе ещё с 1950-х годов собирали "тяжёлые" экскаваторы с пневматическим управлением. Правда, в начале 1970-х годов один экскаватор Э-1252 в опытном порядке был оснащён пневмосистемой и успешно работал в г. Россошь Воронежской области, но дальше этого дело не пошло.

Зато в создание новой гидросистемы управления конструкторы вложили все свои знания и опыт. На гидроуправление перевели не только основные, но и все вспомогательные операции. Непосредственно при помощи механических тяг на экскаваторе Э-1252Б машинист управлял только подачей топлива и главной муфтой сцепления.

В процессе выпуска экскаватора нeсколько раз изменяли схему управления тормозами главной лебёдки. От безнасосной системы перешли к насосной с применением обычных золотников. Но такая система оказалась неудобной. Ведь при остановке двигателя давление в системе управления падало, и барабаны лебёдки растормаживались.

Тогда применили весьма оригинальную схему. Тормоза лебёдки сделали постоянно замкнутыми, т. е. ленты были постоянно зажаты мощными пружинами. Растормаживающие цилиндры соединялись с напорной гидролинией. Каждая из управляющих педалей была связана с золотником, который при нажатии на педаль соединял полость соответствующего гидроцилиндра со сливом, т. е. при нажатии на педаль тормоз под действием пружины замыкался. В результате алгоритм работы остался таким же, как при обычном педальном управлении, но после падения давления в системе тормоз оказывался замкнутым. Позже левую педаль и вовсе упразднили. Такая система управления упрощала переход на крановое оборудование, при котором требовалось наличие автоматически управляемого постоянно замкнутого тормоза. У кранов Э-1258Б, 1258БС педали вовсе отсутствовали. Для обеспечения возможности работы с гуськом правый барабан главной лебёдки у этих кранов оснащался дополнительным механизмом опускания вспомогательного крюка.

 

АРЕНДА ЭКСКАВАТОРА

В кабине экскаватора Э-1252Б, кроме двух основных рычагов, были установлены всего две дополнительные рукоятки с многосекционными золотниками на боковой стенке. Каждый из основных рычагов мог перемещаться из центрального положения в одно из трёх рабочих. Правый рычаг управлял главной лебёдкой. При движении рычага вперёд происходил напор рукояти, назад - возврат, влево – подъем ковша. Левый рычаг управлял реверсом (движения рычага вперёд и назад) и открыванием днища ковша (движение рычага вправо). Одна из дополнительных боковых рукояток служила для переключения режимов "работа"/"ход". При помощи второй рукоятки включался режим подъема или опускания стрелы.

При этом гидравлическая схема была спроектирована так, что машинист только задавал режим работы, а всё остальное происходило автоматически. Например, если машинист переводил рукоятку управления режимами из положения "работа" в положение "ход", то при этом автоматически выполнялись следующие операции:

- выключалась кулачковая муфта поворота, и включалась кулачковая муфта хода;

- затормаживались оба барабана главной лебёдки;

- замыкались тормоза поворота и хода; - стопоры хода поднимались и выходили из зацепления с гребнями гусеничных звеньев;

- передний и задний золотники правого рычага управления переключались на управление кулачковыми муфтами нижнего ходового вала.

Далее, при переводе левого рычага вперёд или назад, включалась соответствующая конусная муфта главной трансмиссии, и одновременно размыкался тормоз хода. При помощи правого рычага управляли разворотом экскаватора.

В поисках новых решений

В первой половине 1970-х годов на базе серийного экскаватора Э-1252Б были выпущены образцы специальных экскаваторов ЭО-6115С (Э-1252БСГ) для строительства магистральных газопроводов в суровых условиях Севера, оснащённые "обратной лопатой". Дело в том, что в этот период значительное внимание уделялось созданию техники для освоения газоносных месторождений Западной Сибири и строительства БАМа. А в середине 1970-х годов для Воронежского завода были увеличены фонды на поставку дизелей ЯМЗ- 238Г для экскаваторов Э-1252Б и ЭО- 5122. В связи с этим пришлось полностью прекратить выпуск машин с малонадёжными двигателями А-01М.

С учётом возможности перегонов экскаватора на дальние расстояния были введены дополнительные опоры у ведущих звёздочек гусеничного хода, а также применён двухскоростной главный редуктор, позволяющий повысить скорость передвижения до 2,5 км/ч. Однако эти технические решения оказались нежизнеспособными.

Кран Э-2503ВСтоль мощная кампания не обошла стороной и "тяжёлые" экскаваторы. В этом классе в 1970 - 1971 гг. было изготовлено несколько туннельных экскаваторов ЭО-7114 с малогабаритным рабочим оборудованием "прямой лопаты". По многим деталям поворотной платформы и гусеничного хода они были унифицированы с экскаваторами Э-2503 и Э-2505, а по схеме рабочего оборудования аналогичны костромским ЭО-5114.

Для работы вдали от источников электроэнергии был создан опытный образец Э-2503Б с собственной дизель-электростанцией. А для её размещения удлинили поворотную платформу. Кроме того, было модернизировано рабочее оборудование, применено унифицированное роликовое ОПУ, введён индивидуальный привод гусеничного хода.

В дальнейшем малой серией выпускали экскаватор Э-2505СА-1 с традиционной конструкцией рабочего оборудования, ОПУ и гусеничного хода. Чтобы сохранить обычный радиус поворотной платформы, её заднюю часть сделали двухъярусной. Преобразовательный мотор-генераторный агрегат переместили вниз задней отливки, а над ним установили 200-киловаттную дизель-электростанцию У-36 (дизель 1Д12В-300 и генератор ГСФ-200М).

Надо признать, что это было явно не оптимальное решение. Дизель приводил в действие генератор, который вырабатывал трёхфазный переменный ток. А им, в свою очередь, питался двигатель преобразовательного агрегата, генераторы которого вырабатывали постоянный ток, поступавший к приводным электродвигателям лебёдки, поворота и напора. Вряд ли можно назвать логичной столь громоздкую схему. В то же время такое нагромождение оборудования весьма затрудняло доступ к нему, особенно к преобразовательному агрегату.

Ещё более странным выглядит задание, выданное заводу, в соответствии с которым был создан экскаватор Э-2505САГ-1, предназначенный для отрывки траншей под магистральные трубопроводы в Западной Сибири. Он отличался от предыдущей модификации специально созданным для него рабочим оборудованием "обратной лопаты". Трудно представить себе столь громоздкую, тяжёлую и сложную машину в суровых топях тех мест.

В 1980 г. от "двухъярусной" компоновки экскаватора Э-2505СА-1 решили отказаться. Вместо этого поставляли обычный экскаватор Э-2505, а в комплекте к нему - отдельный блок дизель-электростанции, установленный на салазках с капотом. Такому экскаватору присвоили обозначение Э-2505СА-2.

Гидропривод становится главным

В начале 1970-х годов был взят курс на широкое применение гидропривода экскаваторов. В планах курирующего министерства предусматривался полный перевод основных экскаваторных заводов (Калининского, Ленинградского, Ковровского и Воронежского) на выпуск машин с гидроприводом. Производство традиционных канатных экскаваторов предполагалось сохранить лишь на Донецком и Костромском заводах.

В связи с этим на Воронежском заводе в этот период все основные инженерные силы были направлены на создание и доводку конструкций гидравлических экскаваторов ЭО-5122 и ЭО-6121. А работы по совершенствованию канатных экскаваторов отошли на второй план. Продолжалось лишь конструкторское сопровождение выпуска ранее созданных моделей.

Приведём ориентировочные объёмы годового выпуска экскаваторов и кранов в середине 1970-х годов. Ежегодно воронежцы выпускали 1200 - 1400 "лёгких" экскаваторов, в том числе 10-50 электрических Э-1251 Б, до 1300 "рядовых" дизельных Э-1252Б и до 600 "экспортных", а также до 130 "северных" Э-1252БС. В "тяжёлом" классе годовой выпуск составлял порядка 300 экскаваторов Э-2503, до 30 "северных" Э-2505, порядка 10-12 дизель-электрических Э-2505СА-1 и 70 - 90 кранов Э-2508. Приведённые цифры наглядно показывают преобладание в программе выпуска Воронежского экскаваторного завода машин Э-1252Б, сборка которых была организована на конвейере в сборочном цехе № 6. В свою очередь, сборка "тяжёлых" экскаваторов и кранов осуществлялась по стендовой технологии в сборочном цехе № 12.

Объёмы серийного производства экскаваторов Э-1252Б постепенно снижали с одновременным наращиванием выпуска гидравлических экскаваторов ЭО-5122. Обе модели собирали на общем конвейере в сборочном цехе № 6. В 1981 г. выпуск Э-1252Б завершился, и в классе "лёгких" экскаваторов был осуществлён полный переход на гидропривод.

Надо сказать, что с годами авторитет воронежских канатных экскаваторов падал. В 1950-е годы они славились простотой и прочностью. За это механизаторы готовы были простить примитивные условия труда. Однако в 1970-е годы положение изменилось. На ковровских и костромских экскаваторах ввели пневматическое управление, повысили надёжность узлов, а на воронежских Э- 1252Б всё оставалось по-прежнему. К тому же многочисленные мероприятия по упрощению технологии и снижению массы машины отрицательно сказывались на её надёжности. Хитроумная гидросистема управления при невысоком качестве исполнения её узлов также была ненадёжна. Кроме того, когда ручное переключение кулачковых муфт поворота и хода заменили гидравликой, из-за "жёсткости" её срабатывания стали постоянно выходить из строя передаточные звенья. С распространением дизель-электрических кранов машинисты оценили их преимущества перед экскаваторами-кранами.

Выпуск канатных экскаваторов происходил в условиях дефицита и экономии, особенно со второй половины 1970-х годов. Заводчане стремились снижать массу деталей и упрощать их форму. Многие литые комплектующие заменяли сварными. Вследствие нехватки покупных изделий, рассчитанных на работу при низких температурах, "северные" экскаваторы зачастую комплектовали обычным оборудованием. Экскаваторы Э-2503, предназначенные для работы только с "прямой лопатой", не оснащали стрелоподъёмной лебёдкой. Для подъема стрелы использовали левый барабан главной лебёдки.

В 1978 г. для всех "тяжёлых" экскаваторов и кранов ввели унифицированную кабину, по конструкции аналогичную кабине машины Э-1252Б. В 1980 г., как морально устаревшие, были сняты с производства краны Э-2508. Выпуск "тяжёлых" канатных экскаваторов продолжался до начала 1987 г. Причём в последние годы их изготавливали в модернизированном варианте Э-2503В: грузоподъёмность кранового оборудования была повышена до 63 т.

В 1972 г. на Воронежском заводе был изготовлен первый экскаватор с гидроприводом Э-5122. Машина изобиловали оригинальными по тем временам конструктивными решениями. После проведения испытаний и внесения серьёзных конструктивных изменений эта модель была принята к серийному производству и постепенно вытеснила из производственной программы канатные экскаваторы Э-1252Б. Позже были созданы гидравлические экскаваторы и в шестой размерной группе: дизельный ЭО-61211 электрический ЭО-6122 с аналогичными схемными решениями.

Александр Иоффе

Наши группы в Telegram, Viber, WhatsApp. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 13, оценка: 4,77 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,77
5
2
13
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться