Погрузочно-доставочная машина Bumar серии LK-1, не одно десятилетие помогающая горнякам осваивать подземные минеральные богатства, хорошо известна не только на территории стран б.СССР, но и на многих рудниках мира. Впервые ПДМ серии LK-1 появились на рудниках б.СССР в 1973 г., и с тех пор количество машин, поставленных в данный горнодобывающий регион составило более 3000 единиц.
Довольно длительная жизнь этой модели на рудниках мира укрепила к ней доверие шахтеров и нисколько не уменьшила сферу ее применения, несмотря на большое количество поступающих за последние 10 лет аналогичных машин от других мировых производителей. Погрузочно-доставочная машина LK-1 наряду с машинами других фирм, и ее модификации сегодня хорошо справляются с главным предназначением – механизацией выемочно-погрузочных и доставочных работ при отработке сложно-структурных залежей ценных и весьма ценных полезных ископаемых, обеспечивая небольшую себестоимость работ.
Причина этому – высокая надежность погрузочно-доставочных машин, хорошая известность и изученность горняками, в большом накопленном опыте за тридцатилетний период их эксплуатации, и, в конечном итоге, в оптимальном сочетании цены и качества машины.
На многих рудниках погрузочно-доставочные машины не только выполняют основные (выемочно-доставочные и выемочно-погрузочные) работы, но и применяются на различных вспомогательных и хозяйственных работах. И недаром на многих рудниках за ней закрепился авторитет надежной и хорошей «хозяйки».
Однако развитие техники не стоит на месте: требования к ней изменяются вместе с усложнением горнотехнических условий разработки месторождений. И даже хорошо зарекомендовавшая себя машина, неизбежно с течением времени претерпевает стадии модификации. При этом неизменным остается лишь главное требование – любая модернизация должна обеспечить не только повышение надежности, безопасности и производительности машины, но и снижение, или по меньшей мере, сохранение на достигнутом уровне себестоимости добычи руды. В таком случае погрузочно-доставочная машина остается жизнеспособной и востребованной на протяжении длительного периода времени. Судьба нашей труженицы LK-1 в этом смысле типична и показательна. Модель пережила уже третью модернизацию, и сегодня завод BUMAR-FADROMA выпускает три модификации LK-1 (табл.), пользующиеся устойчивым спросом, как в Польше, так и за рубежом.
Параметры | Модификации | ||
LK1 | LK1A | LK1ACD | |
Тип, марка, мощность и макс. крутящий момент двигателя | Дизель SW400/L2/9 84.6 кВт; 397 Н-м | Deutz F 6L 413 FW 102 102 кВт; 539 Н-м | |
Тип и модель гидротрансформатора | Одноступенчатый ZM 130N/L2 | Одноступенчатый DanaClark C 270 | |
Коробка перемены передач, количество передач (вперед/назад) | SB 102 Кр/Е 005002, 4/4 | DanaClark R 28000, 3/3 | |
Тип ковша и его вместимость (по SAE) | Стандартный со скошенной режущей кромкой, 2.0 м3 | Режущая кромка из стали Hardox, скошенная, треугольной формы, 2.0 м3 | |
Грузоподъемность, кг | 4000 | 5500 | 4000 |
Вырывное усилие, кН | 77.0 | 90.0 | 84.0 |
Тяговое усилие, кН | 60.0 | 85.0 | 82.0 |
Патраметры рабочего цикла, сек.: | |||
подъем и опускание стрелы | 6.5 и 4.7 + 10% | 5.0 и 4.0 | |
опрокидывание и возврат ковша | 2.1 и 2.7 + 10% | 2.0 и 4.0 | |
поворот машины (до угла 42о) | 2.0 + 10% | 4.0 | |
Скорости двидения (вперед/назад) на I-IV передачах, км/ч | 6, 12,19, 35+-10% | 4, 8, 14 | 4, 8, 13 |
Радиус поворота внешний/внутранний, мм | 6040/3210 | 5954/3011 | 5990/3100 |
Минимальная ширина выработки для поворота на угол 42о, мм | 4150 | 4200 | 4170 |
Габариты и рабочие параметры машины (см. рис.), мм: | 3935 | 3850 | 3798 |
A | 2880 | 2790 | - |
B | 1840 | 1750 | 1700 |
C | 1670 | 1500 | - |
D | 1620 | - | 1635 |
E | 3300 | 3260 | 3253 |
F | 2789 | - | 2702 |
G | 2300 | 2080 | 2050 |
H | 8744 | 8400 | 8535 |
K | 8972 | 8603 | 8900 |
L | 300 | 360 | - |
M | 11950 | 14000 | 13500 |
Как видно из данных таблицы, базовая модель LK-1 выпускается полностью на основе комплектующих, узлов и агрегатов польского производства. Модификации LK-1А и LK-1ACD собираются на основе комбинаций комплектующих от фирм DEUTZ, Dana-Clark, Danfoss и Bosch Rexroth и польского производства. На всех модификациях погрузочно-доставочных машин Bumar устанавливаются камерные шины 14.00х2420 PR – на LK-1, 14.00 R24 – на LK-1A и LK-1ACD.
Передние приводные мосты на всех модификациях жестко прикреплены к раме, но на модели LK-1 они выполнены с полно нагруженными полуосями; на LK-1A и LK-1ACD модели 16 D производства Dana-Clark с дифференциалами соответственно No-Spin и стандартным. Задние приводные мосты на LK-1 аналогичны переднему, на LK-1A и LK-1ACD – 16 D со стандартным дифференциалом. На всех модификациях они прикреплены к балансиру с углом отклонения ±11°.
Погрузочно-доставочная машина в новой модификации оснащена более мощным двигателем (102 кВт, вместо 84 кВт), имеющим воздушное, а не водяное охлаждение.
Изменились габаритные и рабочие параметры машин. Эти изменения обусловлены требованиями, предъявляемыми горнотехническими условиями эксплуатации машин устойчивой группы потребителей. В новых модификациях машин (по сравнению с базовой) изменены конструктивные решения тормозной системы: вместо воздушно-пневматического привода основных рабочих тормозов применен гидравлический, а собственно тормоза стали гидравлическими, многодисковыми. Аварийно-стояночные тормоза также изменены: вместо дискового с механическим приводом применены многодисковые с гидравлическим приводом. В гидравлической тормозной системе использованы распределители фирмы Bosch Rexroth (Германия).
В гидравлической системе управления новых модификаций машины давление масла в рабочем контуре более высокое – 14 МПа (вместо 12), в контуре поворота машины 17 МПа (вместо 10), благодаря тому, что используются шестеренчатые насосы и гидрораспределители фирмы Danfoss. Погрузочно-доставочные машины имеют центральную систему смазки Vogel.
Претерпела изменение и конструкция кабины оператора машины: вместо кабины с навесом и козырьком, оборудованной только системой FOPS, применена кабина капсульного типа с системами ROPS/FOPS, а кресло водителя стало регулируемым. И, наконец, новые модификации погрузочно-доставочных машин LK-1А и LK-1АСD могут поставляться по заказу потребителей в низкогабаритном исполнении (высота по кабине 1800 мм) с ковшом, оборудованным выталкивателем груза, а также дополнительно оснащенными следующим комплектом оборудования: мостами FON, воздушными фильтрами Donaldson, выхлопной системой с катализатором, воздушным кондиционером, ковшом вместимостью от 1.8 до 2.5 м3 и шинами 17.5(25.
Сегодня потребитель имеет возможность широкого выбора комплектации новых модификаций Bumar LK-1А и LK-1ACD давно и хорошо известной машины LK-1.