3 января 2008

Особой технике - особое место

Вся деятельность трудового коллектива Белорусского автозавода неразрывно связана с созданием, освоением серийного производства, совершенствованием конструкции и технологии производства карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. Особое место в этом ряду занимают машины грузоподъемностью 40 - 42 тонны

Самосвалы серии БелАЗ-7548 грузоподъемностью 42 тонны

В 70-80 годах машины этого класса грузоподъемности являлись основным технологическим транспортом на карьерах, а также на всех крупных стройках гидротехнических объектов. Этими машинами перевезены миллионы тонн породы при строительстве Нурекской ГЭС, освоении карьера и строительстве города Зарафшан в пустыне Узбекистана, создании группы из пяти крупнейших горно-обогатительных комбинатов Криворожского железорудного бассейна (Украина) и т.д.

По мере освоения БелАЗом выпуска самосвалов все большей грузоподъемности они стали в основном использоваться на вспомогательных работах. В последнее время сфера их деятельности значительно расширилась, они все больше стали применяться на карьерах средней и малой мощности промышленности нерудных и строительных материалов, при добыче редкоземельных полезных ископаемых в труднодоступных районах, на разработках местной промышленности по добыче полезных ископаемых для предприятий энергетической и строительной индустрии.

За время производства 42-тонных самосвалов заводом проделана большая работа по совершенствованию конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления.

БелАЗ грузоподъемностью 42 тонны

Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций. При создании новых модификаций в качестве основных задач ставилось:

  • дальнейшее повышение производительности самосвала;
  • повышение надежности и ресурса эксплуатации;
  • снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;
  • улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров в разных климатических зонах, в том числе, в районах Крайнего Севера;
  • повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонно-километра как основного удельного показателя эксплуатадии машин.

В 1999 - 2000 гг. ПО «Белорусский автомобильный завод» производило машины грузоподъемностью 42 т БелАЗ-7548А и БелАЗ-75481 с дизельными двигателями Ярославского моторного завода ЯМЗ-240НМ2 и ЯМЗ-8401.10-06 соответственно. Данные модификации являлись результатом проведенной модернизации целого ряда узлов и систем самосвала.

Технические характеристики машин серии БелАЗ-7548

 

Модель самосвала 7548А 75481 75483 7548D
Грузоподъемность, кг 42000
Модель двигателя ЯМЗ-240НМ2 ЯМЗ-8401.10-06 КТА 19-С DEUTZ BF 8M 1015C
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 368 (500) 405 (550) 448 (600) 400 (544)
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин. 1813/1600 2254/1500 2237/1550 2528/1200
Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, г/кВт•ч 224 226 219 216
Гидромеханическая передача, количество передач 5+2
Масса самосвала без груза, кг 33000
Полная масса, кг 72000
Шины 21.00-33
Радиус поворота, м 10.2
Максимальная скорость, км/ч 50
Объем стандартного кузова, м3 21
Объем кузова с шапкой «2:1», м3 26

К наиболее существенным внедренным усовершенствованиям можно отнести следующие:

  • применение только ГМП 5+2 с проведенными мероприятиями по усилению ее редукторной части, при этом трансмиссия имеет исполнения для работы как при ручном, так и при автоматическом исполнении;
  • установка новых масляных баков, конструкция которых обеспечивает доступ для очистки внутренних полостей, заправку через фильтр и подсоединение насосной станции для очистки масла в баке;
  • пневмостартерный пуск двигателя;
  • привод управления подачей топлива с подпедальным пневматическим краном следящего действия вместо тросового привода для снижения усилия на педали привода подачи топлива;
  • гидрообъемное рулевое управление с рукавами высокого давления фирмы MANULI, увеличенной толщиной хромового покрытия штока гидроцилиндров, стопорением наконечников, разрезными клеммовыми зажимами и стальными крышками вместо чугунных для предотвращения появления трещин;
  • установлена новая более комфортабельная кабина с пневмоподрессоренным сиденьем, соответствующая всем требованиям международных стандартов;
  • проведен целый ряд конструкторско-технологических изменений по картеру и деталям главной передачи с целью повышения надежности и ресурса заднего моста;
  • усилены балка передней опоры двигателя, балка и подшипниковый узел привода вентиляторов системы охлаждения дизеля;
  • введено новое оперение самосвала, обеспечивающее не только улучшение внешнего вида, но и удобство при заходе в кабину и проведении ТО.

Внедрен целый ряд других мероприятий, направленных на повышение надежности и ресурса самосвала, а также его лучшей приспособленности к эксплуатации в условиях холодного климата. По заказу потребителя могут быть дополнительно установлены система централизованной автоматической смазки, предпусковой подогреватель топлива, система кондиционирования, платформа большей емкости, в том числе углевозная, другие системы и комплектующие.

Для более полного удовлетворения спроса потребителей с целью расширения рынков сбыта заводом созданы и выпускаются модификации самосвала БелАЗ-75483 с дизельным двигателем КТА- 19С фирмы CUMMINS и БслАЗ-75480 с дизельным двигателем BF8M 1015С производства фирмы DEUTZ. Решение о необходимости создания модификаций самосвалов с дизельными двигателями указанных выше фирм было принято в том числе и по причине острого дефицита дизелей ЯМЗ, что сдерживало производство самосвалов.

Самосвалы нового поколения серии БелАЗ-7547 грузоподъемностью 45 тонн

Работа над дальнейшей модернизацией самосвалов серии БелАЗ-7548 грузоподъемностью 42 т с целью повышения их производительности позволила создать гамму самосвалов серии БелАЗ-7547 грузоподъемностью 45 т. Основным техническим решением при создании самосвалов более высокой грузоподъемности является применением колес с бескамерными шинами большей размерности 21.00-35 диагональной конструкции.

Технические характеристики моделей серии БелАЗ-7547

 

Модель самосвала 7547 75471 75473 75472
Грузоподъемность, кг 45000
Модель двигателя ЯМЗ-240НМ2 ЯМЗ-8401.10-06 КТА 19-С DEUTZ BF 8M 1015C
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 368 (500) 405 (550) 448 (600) 400 (544)
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин. 1813/1600 2254/1500 2237/1550 2528/1200
Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, г/кВт•ч 224 226 219 216
Гидромеханическая передача, количество передач 5+2
Масса самосвала без груза, кг 33000 32300
Полная масса, кг 78000 77300
Шины 21.00-35
Радиус поворота, м 10.3
Максимальная скорость, км/ч 50-52

Применение бескамерных шин позволяет повысить безопасность эксплуатации самосвалов. Так, при работе на камерных шинах возможно создание аварийной ситуации в случае прокола шины, при этом камера может разрушиться сразу па большом участке и происходит практически мгновенное падение давления воздуха. То же происходит в случае образования трещины сварного шва, которая незаметно развивается до разрушения колеса при движении. Особенно опасная ситуация может возникнуть, если это происходит на переднем колесе при значительной скорости движения. При бескамерном варианте в обоих случаях воздух постепенно выходит из шины, давление падает медленно и аварийная ситуация не возникает. Улучшаются условия работы шин со значительным снижением выделяемого тепла, что обеспечивает увеличение их ходимости на 8—10%.

Необходимо отметить, что абсолютное большинство зарубежных аналогов самосвалов такого класса грузоподъемности работают только па бескамерных шинах.

К сожалению, значительная часть наших традиционных потребителей не готова к ремонту бескамерных шин из-за отсутствия приспособлений и спецматериалов для этого. Недостаток можно исправить, закупив необходимое оборудование и материалы у немецкой фирмы TIP TOP. Затраты на их приобретение быстро окупятся увеличением ходимости шин, но главное — повысится безопасность эксплуатации самосвалов.

БелАЗ грузоподъемностью 45 тонн

На самосвалах серии БелАЗ-7547, кроме изменения конструкции ряда деталей и узлов, связанных с применением шин больших габаритных размеров, проведено усиление основных несущих элементов и ряда агрегатов трансмиссии:

  • существенно усилены рама, передняя ось, элементы оперения;
  • усилены дифференциал главной передачи заднего моста, карданный вал и упругая муфта;
  • внедрена новая система питания дизеля воздухом на основе трехступенчатого воздушного фильтра со степенью очистки 99.8 процента. Первая ступень состоит из двух моноциклонов с автоматическим выбросом пыли и влаги; вторая ступень — фильтрующий элемент на картонной основе и третья — аналогичный элемент, предохраняющий дизель в случае механического повреждения основного фильтрпатрона;
  • использована ГМП с тормозом-замедлителем повышенной эффективности и автоматическим управлением;
  • установлена новая усиленная платформа большей ширины, за счет чего на 250 мм уменьшена высота погрузки;
  • введен вариант сухих однодисковыхтормозов на задних и передних колесах с гидроприводом, целый ряд других усовершенствований.

В настоящее время выпущены опытно-промышленные партии модификаций самосвалов БелАЗ-7547 и БелАЗ-75473, которые успешно прошли приемочные испытания. Их эксплуатация сопровождается тщательным анализом результатов работы самосвалов в различных климатических условиях регионов ближнего и дальнего зарубежья. Большой опыт эксплуатации имеют самосвалы модификации БелАЗ-75473. В течение ряда лет они успешно эксплуатируются в Чили на предприятии «ES-EVA» (транспортировка вскрышных пород и медной руды в разрезе «Michilla»), в Польше на цементном заводе Стжельце ОП при транспортировке известняка), на совместном таджикско-британском предприятии «Зеравшан» (добыча золота), на других предприятиях и фирмах. Согласно данным, предоставленным предприятиями, расход топлива на один мото-час в сложных условиях эксплуатации не превышает 42 литра, а на вскрышных работах — 37 литров. Коэффициент технической готовности самосвалов поддерживается на уровне от 0.98 до 0.92.

Пробег техники, находящейся в эксплуатации свыше полутора лет составляет более 220 000 километров.

В настоящее время изготовлен и прошел приемочные испытания самосвал БелАЗ-75473 с многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами (ММОТ) задних колес и сухими однодисковыми тормозами с гидроприводом передних колес. Ведется подготовка производства ММОТ.

Заканчивается разработка технической документации по замене на самосвале БелАЗ-75473 дизеля КТА-19С дизелем QS 15 также фирмы CUMMINS, который имеет ряд преимуществ, в том числе большой крутящий момент, возможность использовать дизель в качестве тормоза-замедлителя, отключаемую центральную крыльчатку системы охлаждения.

Применение на самосвалах серии БелАЗ-7547 шин радиальной конструкции с допустимой нагрузкой до 14500 кг позволяет иметь в ближайшей перспективе возможность дальнейшего усиления узлов самосвала с целью увеличения надежности и ресурса эксплуатации, а также рассматривать варианты дальнейшего увеличения грузоподъемности.

 

Карьерные самосвалы в Торговой системе спецтехники

Обсуждайте:

Отзывы о карьерных самосвалах

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться